Фестиваль скидок на шины и услуги

Маркировка шин

Маркировка шин

Абсолютно у каждой шины есть свой паспорт. Только не в классическом понимании, а условном. На каждом колесе есть числово-буквенные обозначения, которые помогают ближе познакомиться с ним. Запоминать всё не обязательно, а вот открыть эту статью и сверить всё, очень даже желательно.  

Большая часть обозначений носит служебный характер, но некоторые всё же очень помогают определиться с правильным выбором шины. 

Основные обозначения           

Стандартное обозначение на боковой части покрышки может выглядеть как смешанный набор цифр и букв: 175/70 R13 82T: 

  • 175 — ширина профиля покрышки в миллиметрах;

  • 70 — это процентное соотношение: «высота профиля шины к ширине шины». Ширину автошины мы знаем — 175 мм. Указанная цифра 70 — это процент от 175. То есть высота шины — 122,5 мм. Также о высоте шинного профиля говорит «серия». Впрочем, этот параметр на шине может и отсутствовать. К примеру, надпись 185R14C102Q расшифровывается следующим образом: перед вами полнопрофильная шина, у которой высота профиля равняется большему значению 80–82% от ширины шины.

  • R — радиальный корд шины. Это когда прорезиненные нити на корде каркаса идут параллельно друг другу, не перехлестываясь. Иногда производятся и покрышки с диагональным кордом (D), когда прорезиненные нити на каркасе располагаются под углом к радиусу колеса. Можно встретить и диагонально-опоясанный тип (B).

  • 13 — величина в дюймах, обозначает диаметр колеса.

  • 82 — коэффициент или индекс допустимой нагрузки. Он, хоть и считается условным, все же немаловажен, когда речь идет о безопасности езды. Эту информации можно увидеть на шине там, где после слов Max Load заметна пара цифр. Первая показывает нагрузку в килограммах, другая в фунтах. В разделе «Индекс нагрузки шин» есть полная таблица коэффициентов грузоподъемности шин.

  • Т — важный индекс для дальнейшей эксплуатации шин. Он показывает максимально возможную скорость, при которой сохраняется гарантия компании-изготовителя на все заявленные характеристики автошин. Полная расшифровка этих значений можно найти в разделе скоростных индексов.

001.gif

У отдельных шин бывают дополняющие обозначения. Скажем, 185R14C102Q. Буква С — это «усиленные» покрышки, способные выдерживать серьезную нагрузку. Прочие символы встречаются намного реже.

Кроме размеров на боку шины обязательно будет название фирмы, сделавшей эту покрышку. Например, Nokian и наименование модели, допустим, NRT2.

Размер А: профиль и его ширина в миллиметрах. В нашем примере A = 175 мм.

Размер B: профиля и его высота в виде процентного отношения его высоты к его ширине. B = 70 процентов = 122,5 мм.

Размер С: диаметр посадки в дюймах. В примере буква C — это 13 дюймов. Переводим и получается 330 миллиметров.

Размер D: общая высота шины. D равна 2B плюс C. В нашем примере D = 575 миллиметров.

Дополнительные обозначения 

Есть и другие обозначения с интересной и полезной информацией:

  • TUBE TYPE — конструкция с наличием камеры.

  • TUBELESS — конструкция без камеры.

  • TREADWEAR 180 — износоустойчивость по отношению к шине в базовой версии. Показатель относительной износостойкости протектора из специальных стандартных тестов США. Цифра «180» является сравнительной в типовых требованиях Стандарта качества для автошин (Uniform Tire Quality Grading), принятого в США. Этот показатель отображает такие характеристики шины, как скоростная устойчивость и износостойкость. Чем выше цифра, тем лучше и стабильней сохраняется геометрия шины при предельно скоростных режимах эксплуатации. База 100.

  • TRACTION А — один из показателей сцепных свойств шины. Всего их три: А, В, С. «А» максимальный, «B» средний и «С» наименьший уровень сцепления шины с дорожной поверхностью. Маркировка наносится на боковину автопокрышки.

  • TEMPERATURE A — показывает способность покрышки сопротивляться температурным нагрузкам. У него тоже есть такое же подразделение на А, В, С.

  • Е17 — Евростандарты присутствуют.

  • DOT — знак, который обозначает соответствие шины нормативам качества, утвержденным департаментом США.

  • UHP и НР («Ultra High performance» и «High performance») - индексы, которыми маркируют шины с наиболее высокими эксплуатационными качествами. Это шины, относящиеся к элитному классу, с повышенной износостойкостью и прочностью.

  • M + S — обозначение шин для дождевых,грязевых, снежных сезонов, движения в дождь и т.д.

  • «+» - специальный знак для маркировки шин, отличающихся повышенным уровнем безопасности при эксплуатации на мокрой дороге и с малым сопротивлением качению, за счет которого идет экономия топлива. Как пример, маркировка шины EAGLE GW+ (производитель концерн GOOD YEAR).

  • PLIES: TREAD — составляющие протекторного слоя.

  • SIDEWALL — составляющие слоя боковой части шины.

  • MAX LOAD — максимальный показатель грузоподъемности шины, допустимый при эксплуатации в США: 545 kg (1202 lbs) — 545 кгс (1202 фунта).

  • MAX Pressure — максимальный показатель давления воздуха внутри шины, допустимый при эксплуатации в США: 300 kPa (44 psi) — 3,0 кгс/см2 (44 фунта на кв. дюйм).

  • ROTATION — дополнительно обозначение, которое используют для маркировки некоторых моделей шин последнего поколения. Нередко вместе с этим обозначением используется знак «стрелка», чтобы указать направление, в котором должно вращаться колесо. Маркировка стрелкой может использоваться и отдельно. К примеру, маркировку в виде стрелки концерн PIRELLI ставит на боковины своих зимних шин W120P (W160P, W180P и W190P). Данные рекомендации обязательны при установке колёс на автомобиль: направление вращения колеса должно соответствовать направлению стрелки на шине.

  • DA (штамп) — минимальные заводские дефекты, которые не мешают заявленным качествам эксплуатации шины.

  • TWI D — указывает на износ протектора. Индикатор выглядит как выступ в канавке протектора. Покрышку необходимо сменить, если протектор стерся до этого индикатора.

  • MADE IN... — родина производителя шин.

Обозначения для правильной установки 

  • RIGHT — шина для правой стороны.

  • LEFT — покрышка для левой стороны.

  • INSIDE — сторона установки (внутренняя).

  • OUTSIDE — сторона установки (внешняя).

Как маркируются шины в США

DOT-код — это маркировка автошин на основании нормативных требований американского Министерства транспорта (United States Department of Transportation). По сути, этот код представляет собой последовательность цифр и букв, в которых зашифрованы следующие данные о шине:

  • информация о заводе-изготовителе, типоразмер;

  • заводской код (модель шины, партия, какие-либо особенности);

  • время изготовления.

DOT-код всегда наносят на боковину шины, и выглядит он так: DOTХХХХ ХХХХХХХХ.

markirovka_razmera_amerikanski_shin.jpg

Например, на шине есть обозначение XEE0 T255 2015.

  • Первая группа цифр и букв — данные о заводе-изготовителе и обозначение типоразмера. В нашем случае это завод в бразильском городе Граватаи, где расположен один из заводов компании Pirelli. Типоразмер 185/60R15.

  • Вторая группа — это индекс, который используют на данном заводе, чтобы обозначить модель и партию шины. Некоторые производители не проставляют этот код.

  • А третья группа — данные о дате производства: первые две цифры — неделя, вторые две цифры — год. Данная шина была выпущена на 20 неделе 2015 года.

Действующая в США, Японии и некоторых других странах система маркировки шин «Р-metric», по сравнению с европейской системой «Euro-metric», имеет более расширенный ряд обозначений. В «Р-metric», помимо уже рассмотренных выше обозначений, присутствует индекс назначения покрышки. Он ставится перед цифрами, которыми обозначается ширина профиля покрышки:

  • P (от англ. PASSENGER) — шины, предназначенные для установки только на легковые автомобили.

  • LT (от англ. LIGHT TRUCK) — для установки на лёгкие грузовики, фургоны и микроавтобусы.

  • LTP (от англ. LIGHT TRUCK PERSONAL) — для установки на лёгкие грузовики в персональном пользовании.

  • T (от англ. TEMPORARY) —- обозначение для шины, устанавливаемой на компактное «запасное» колесо.

Прим.: американский концерн GENERAL TIRE на свои шины GRABBER АР ставит обозначения LT235/75R15 и Р205/75R15. А модель DM-01 японского производителя BRIDGESTONE маркируется обозначением LT255/70R15.

Нередко маркировка разных моделей покрышек для грузовых пикапов и джипов обозначается в дюймах. В этом случае основной параметром идёт наружный диаметр, а не ширина профиля.

Прим.: расшифруем обозначение модели GRABBER AT американского шинного концерна GENERAL TIRE - 30х9,5R15LT:

  • 30 — обозначение наружного диаметра;

  • 9,5 — обозначение ширины профиля;

  • R — обозначение шины радиального типа;

  • 15 — обозначение посадочного диаметра шины;

  • LT — обозначение шин, предназначенных для установки на лёгкие грузовики.

Приведенный размер также характерен для шин с повышенной проходимостью и соответствующим рисунком шинного протектора (в редких случаях рисунок протектора может быть универсальным). Маркируются такие шины обозначением «M+S».

На шинах с повышенной слойностью конструкции (6, 8, 10 PR), которые подходят микроавтобусам и лёгким грузовикам, применяется маркировка «С» (от англ. Сommercial). Обозначение «С» расположено непосредственно за данными о посадочном диаметре шины.

Кроме этого, такие шины имеют двойное значение индекса грузоподъёмности, т. к. нередко устанавливаются сдвоенно. Подобные шины могут эксплуатироваться с показателем внутреннего давления в 0,3....0,55 МПа (3,0...5,5 кгс/см2). Для них характерна высокая жёсткость. Именно по этой причине их не рекомендуют для установки на легковой транспорт.

Для примера: обозначение аналогичной шины производства концерна DUNLOP: 185R14C 102/100М.

Расшифровка:

  • 185R14C размеры шины;

  • 102/100 индекс допустимой нагрузки шины, одиночной и сдвоенной (850/800 кгс);

  • М обозначение скоростной нагрузки/ индекс скоростной категории, к которой относится данная шина (не более 130 км/ч).

«Side Facing In...», «Side Facing out...» — маркировки, обозначающие внутреннюю и наружную стороны шины, протектор которой имеет асимметричный рисунок. Монтаж таких шин на автомобиль, как и установку на автомобильную ступицу колеса в сборе (шина на диске), производится строго в соответствии с маркировкой.

Ну и самый главный, пожалуй, вопрос — зачем мне всё это знать? Всё знать и не нужно. Вы в любой момент сможете свериться со статьёй или экспертом. Но основные показатели: ширина, высота, индекс нагрузки, индекс скорости знать не помешает. Вы сможете более точно формулировать запрос или даже самостоятельно определиться с нужной шиной в магазине.